Политика в области цифровой трансформации, открытых данных
Политика в области цифровой трансформации неотделима от реализации всех политик МИЭТ и соотносится с политикой цифровизации на государственном уровне в соответствии со «Стратегией цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования». Развитие инфраструктуры и цифровых сервисов не являются сами по себе трансформирующим фактором, однако являются базисом, без которого невозможна цифровая трансформация. Поэтому продолжение технологической модернизации МИЭТ остается приоритетным направлением цифровой трансформации.
Основная цель политики цифровой трансформации — достижение цифровой зрелости университета для обеспечения качества его образовательной, научной и инновационной деятельности.
Осуществление политики в области цифровой трансформации МИЭТ базируется на следующих принципах и подходах:
-
цифровая коллаборация «образование – наука – инновации – партнеры», направленная на решение задачи подготовки высококвалифицированных кадров для микроэлектроники; цифровая трансформации всех сфер деятельности организации, направленная на генерацию и гарантированное хранение накопленных знаний, сохранение цифровых следов, мониторинг состояния процессов с целью повышения их эффективности;
-
образовательные процессы с использованием цифровых сервисов, индивидуальных электронных образовательных продуктов при участии компаний-партнеров; использование цифровых сервисов, программных и программно-аппаратных средств автоматизации проведения научных исследований и сопровождения выполняемых НИОКР;
-
внедрение адаптивного превентивного управления, основанного на предикативной и предписывающей аналитике, что позволит существенно повысить качество принятия управленческих решений;
-
формирование высокопроизводительных команд цифровой трансформации за счет внедрения методологии DevOps.
Ключевые направления:
-
разработка единых комплексных подходов к цифровой трансформации всех направлений деятельности вуза для обеспечения масштабируемости, гибкости и трансоперабельности архитектуры решений цифровой трансформации;
-
модернизация инфраструктуры – формирование условий и механизмов, направленных на повышение уровня зрелости цифровизации университета, соответствующей современным техническим и технологическим требованиям;
-
развитие цифровых сервисов, охватывающих все процессы вуза; управление накоплением данных с повышением их качества для принятий решений, в том числе с использованием технологий ИИ;
-
управление человеческим капиталом – оценка потребностей на рынке труда и имеющихся компетенций у сотрудников и обучающихся, формирование для них индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта.
Планируемые результаты:
относящиеся ко всем видам деятельности:
-
модернизирована инфраструктура;
-
созданы цифровые сервисы планирования, управления, информационного сопровождения совместной работы (в том числе с внешними субъектами);
-
внедрен комплекс информационной безопасности с автоматизированной системой мониторинга состояния и управления элементами информационной инфраструктуры.
по образовательной деятельности:
-
изменены формы образовательных процессов и содержание образовательных продуктов в соответствии с требованиями к новым кадрам для электронной отрасли и цифровой экономики;
-
создан цифровой инструмент информационного банка данных верифицированных образовательных модулей на основе результатов, полученных при выполнении научных и инновационных проектов, для оперативного формирования и актуализации образовательных программ по блочно-модульному принципу;
-
цифровизованы процессы образовательной деятельности с внедрением инновационных технологий, инструментов, цифровых платформ;
-
использованы методы работы с большими данными и технологии ИИ для персонализации обучения и оценки качества обучения;
-
разработаны цифровые депозитории и интерактивные ресурсы: VR/AR, онлайн-тренажеры и симуляторы, виртуальные лаборатории, тренировочные комплексы и т.д. с обеспечением открытого доступа.
по научной деятельности:
-
интегрированы с информационным пространством вуза отечественные системы управления научными ресурсами (ГИС НАУКА, ID SCIENCE, Research IMS и т.д.);
-
созданы тиражируемые сервисы и технологические решения по предоставлению доступа к исследовательской и образовательной инфраструктуре.
по инновационной деятельности внедрение цифровых платформ удаленного доступа для:
-
проверки технологических гипотез и прототипирования образцов;
-
информационной поддержки выполнения НИОКР, управления проектами, ресурсами организации при постановке на производство;
-
внедрение цифровых платформ управления Консорциумом, а также сквозными научно-техническими проектами и инфраструктурой.
по развитию кадрового потенциала:
-
автоматизированы HR-процессы с расширением аналитических возможностей для принятия управленческих решений;
-
у сотрудников сформированы управленческие и цифровые компетенции для реализации процессов развития организации.
по финансовой деятельности:
- интегрированы системы электронного документооборота, управления планом финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерского и кадрового учета, сопровождения закупок, внешних платежно-расчетных и иных аналогичных систем.
Ожидаемые эффекты от реализации политики, их влияние на достижение национальных целей развития государства, отрасли, цифровой экономики:
-
принципиальные изменения в образовательном процессе за счет непрерывной независимой оценки компетенций обучающихся;
-
ускорение горизонтальных коммуникаций за счет единой цифровой среды взаимодействия;
-
расширение возможностей использования современных инструментов разработки и выхода на микроэлектронное производство за счет обеспечения доступа университетским дизайн-центрам и малым инновационным компаниям из регионов РФ к технологическим сервисам (ресурсы ЦКП, MPW, RISС-V, организаций-партнеров и т.д.);
-
ускорение внедрения результатов прорывных исследований в высокотехнологичную промышленность на основе использования баз данных технологических параметров с применением методов обработки больших данных.
Институциональным изменением, направленным на реализацию политики, станет увеличение открытости образовательных ресурсов и предоставление доступа к технологиям и инфраструктуре обучающихся из региональных образовательных организаций и предприятий-партнеров, при безусловном обеспечении безопасности объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ).